Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

green

буржуазное

"Однако самое важное в буржуазном сознании в отличие от мещанско-обывательского — оно не может жить без «нетленных», духовных ценностей. «Высокое» существует в нем как сдвиг, как «чудесное» превращение товарно-денежных отношений в «Дух». Вот почему критика рынка, социальных отношений и попытка их изменить буржуазному сознанию кажутся всегда несвоевременными. Ведь какой бы ни была голая экономика жизни и грубая правда «харчевого принципа» (К. Малевич), «высокое» буржуазному индивиду всегда обеспечено, причем независимо от того, как оно на данном этапе выражается — в безобразном или в прекрасном. Оно просто оказывается расположено в параллельном измерении «духовности» и интеллекта. А если если у каждого гарантированно есть «свое индивидуальное» высокое, зачем менять мир? Искусство естественным образом обслуживает эти «высокие палаты» души.

Открытие Маркса заключалось в том, что переход от использования отчужденного труда, от унизительного типа экономики к воображаемой идее «блага», «прекрасного» и «истины» в сознании буржуазного субъекта неправомочен и фальшив до тех пор, пока общество не отказывается от самого этого капиталистического типа экономики. А общество способно от него отказаться, а значит, измениться, когда изменяется сам человек и его реальные отношения с окружающими вещами и другими людьми. То есть если вы находитесь в экономическом режиме эксплуатации и от вас и вашего искусство не исходит импульс преодоления этого режима, то духовность или нравственность вашего искусства являются ханжеством.

Презумпция Маркса очень проста на словах, но сложна, а для многих и вовсе невозможна на деле. Однако очевидно, что отношения между людьми находятся в прямой зависимости от способа их отношений с вещами. Вещи, отчужденные экономикой и властью от людей, обесчеловечены. Такова цена обладания вещами. Но поскольку «иметь», «обладать» для буржуазного сознания важнее, чем быть, оно согласно на жизнь среди отчужденных предметов. Маркс же считал, что человек не теряет самого себя в предмете «лишь в том случае, если этот предмет становится для него «человеческим» предметом или опредмеченным человеком». У него вещи растворяются в человеке, а не человек в вещах. Из-за этого весь сыр-бор в новейшей истории. Да и в искусстве тоже.

Что же происходит с искусством в результате свойственного буржуазному обществу совмещения противоположностей — справедливости и несправедливости, декларации равенства и фактического неравенства, революционной инновативности и интерьерного уюта, анонимной циркуляции товаров и их превращения в сакральные идолы? Происходит довольно естественная мутация искусства в культуру. Такое «искусство» выполняет в обществе роль религии. Сontemporary art выполняет для среднего класса и буржуазии именно эту функцию.

Можно ли изменить эту ситуацию? Да, можно. Но только тогда, когда люди и жизнь станут для нас более интересны, чем вещи и мифы"

целиком


88.50 КБ
green

Эрик Булатов <из 1981>: Поверхность - Свет

текст выкладывается для Маши, которая потратила всё своё детство, юность и молодость на то, чтобы рисовать как Рафаэль, а теперь, проработав то художником кино, то дизайнером, то артдиректором и заебавшись, пробует свои силы на почве актуального иск-ва, и пишет: "я умею так, и сяк, и эдак - но не вижу выношенного обоснования делать так или сяк. Особенно сложно с картиной – потратив 20 лет на изучение производства картин, я не нахожу им места в современном мире (кроме как служить дизайнерскими пятнами в интерьерах)".
Это только часть этого трактата Булатова, если нужно, то можно продолжить, смайлик.


Эрик Булатов: "Русский 20 век"

30.77 КБ

ПОВЕРХНОСТЬ — СВЕТ.

"Для начала несколько слов с целью избежать путаницы в дальнейшем.

Тут часто будут попадаться такие слова, как «реальность», «реальный мир» и т.д. Так вот, дело в том, что для искусства, в отличие от науки, исходной реальностью был не сам предметный реальный мир, а его восприятие нашим сознанием. В самом деле, вполне возможно, что предметы окружающего нас мира, учитывая вращение Земли и всякие там космические влияния, должны выглядеть совсем не так, как мы их видим. Какое нам до этого дело?

Наша реальность та, которую удостоверяют наши органы чувств и жизненный опыт. А что касается попытки заменить реальность сознания некоей научной объективной реальностью, то она достаточно основательно рассмотрена и мне остаётся только отослать к нему. Так что, говоря о мире, предметном мире, реальном мире и т.д., я имею в виду не его самого, а этот мир в нашем сознании.

1.ПРЕДМЕТ-ПРОСТРАНСТВО

По-видимому, перед изобразительным искусством с самого начала возник вопрос: как ориентироваться в бесконечном разнообразии форм и явлений видимого, чувственно воспринимаемого нами мира. Тут, естественно, возникла необходимость классификации, а, стало быть, прежде всего утверждение крайних точек, пределов мира.

Самым очевидным и простым оказалось установить в качестве полюсов понятия предмета, с одной стороны, и его полного отсутствия, т.е. пространства, - с другой. В самом деле, что может быть дальше друг от друга, чем предмет и его отсутствие? Ничего. Таким образом оказываются установленными полюса в этом видимом мире. Всё остальное занимает место между ними, являясь градациями и переходами из одного полюса в другой.

Эта пространственно-предметная система ориентирования служила искусству верой и правдой до самого начала нашего века, а в сознании нашем остаётся единственной по сей день. Она открывала огромные возможности для самовыражения художника.

Ведь понятие «пространства», заполнившего собой место отсутствующего предмета, отнюдь не означает чего-то аморфного, напротив, оно может быть чрезвычайно разнообразно по отношению к предмету. Оно может быть агрессивным, деформируя предмет, тогда их борьба создаёт картину драматического, напряжённого действия (Эль Греко), предмет может быть смыслом, центром пространства (классицизм) или жертвой его (экспрессионизм) и т.д.

Предмет так стоит в пространстве, как сам художник в мире.

Поэтому понятно, что работа с предметом была для художника прямой необходимостью. Ведь определение характера отношений между предметом и пространством было выражением отношений художника с миром, т.е его мировоззрением.

Когда в результате работы импрессионистов, Сезанна и кубистов было доказано, что предмет и пространство могут переходить друг в друга, оказалось, что противостояние их условно. Весь мир, прежде спокойно располагавшийся между ними, потерял ориентиры. Они стали условными, и условным стал весь мир. Он превратился в структуру. Всё стало степенью, но неизвестно чего.

Collapse )
green

о невинно убиенном отроке кенни: дайджест по теме

Митинг в поддержку "невинноубиенного отрока Кенни" состоялся сегодня в новопушкинском сквере.

История вопроса:
"8 сентября Генпрокуратура и Басманная прокуратура заявили о том, что имеют претензии к содержанию некоторых серий мультсериалов, транслируемых на канале "2х2". В частности, прокуратура опиралась на заключения экспертов, иссследовавших серию из "Южного парка". Психологи, юристы, филологи и лингвисты сделали вывод о том, что ее содержание оскорбляет чувства верующих и может быть признана экстремистской"

48.71 КБ

Телеги по этому поводу в блогах: "Молодежь на улице пикетирует не за доступное жилье, не за бесплатное образование, не за доступную медицину, не за улучшение школьных образовательных программ, не за светлое будущее в каком бы то ни было варианте.Молодежь пикетирует за телевизионный канал с бредовыми мультиками"

:

"Страшно выразительное фигуративное рисование на улицах москвы", или почему у детей из саус-парка советские лица?", см.

:

Аня Русс год назад подарила мне в Кёниге собственоручно вылепленную из цветного пластика фигурку Кенни. Я прочёл ей свой христианский стишок про Кенни из цикла "остов":

она была с моим народом
как будто масло с бутербродом



пока один выживает или лажает
другая беременна или рожает
дочку там или сына
называет его самым лучшим на свете именем
сажает себе на колени
говорит ему: жизнь – это лучшее, что ты можешь делать
в этой жизни, где раз в апреле
опять воскресает Кенни



* по поводу 2х2 и "экстремизма": см. "стихи о презентации альманаха "абзац" в московском клубе "жесть" в июне 2007 года"
:


На известной выставке Тер-Оганьяна "Ольга Свиблова - говно, или конец критического дискурса" картинки, изображающие известных художников и персонажей, выглядели так, словно изображённые товарищи были персонажами мультфильма "Южный парк":

93.77 КБ

Цитаты:

- объясните серьезно, зачем вы назвали Ольгу Свиблову говном. Вы вообще с ней знакомы? Может, она вас чем обидела?

— Я с ней знаком давно. Последнее время никаких личных отношений у нас нет. Но мне ее деятельность кажется просто вопиющей. Вот эта чудовищная коррупция, связанная с Венецианской биеннале, когда она выставляет абсолютно никому неизвестную художницу в российском павильоне, где она куратор. Я категорически не согласен с ее выбором. Да, она выдающийся бизнесмен, она сделала фантастическую карьеру, но с точки зрения художественных достижений — по-моему, ноль просто. Да и дело-то, в общем, не в Свибловой.

— Вы в курсе, что Дарья Жукова открывает Центр современного искусства в Бахметьевском гараже? Что вы об этом думаете?

— Ну это вообще конец, мне кажется, тупик. Свиблова — это все-таки наш круг, она претендует на роль профессионала. А когда приходят такие люди — что тут говорить… Это то, что произошло с нашим поколением.

— Что произошло с вашим поколением?

— Мы полностью проиграли. Мы пытались создать новую систему искусства. Современное искусство ведь пытается изменить мир. Это программа-максимум. А программа-минимум — создать внятную картину современного искусства в России. Мы ее не создали. И сейчас вынуждены подстраиваться под то, что получилось. Искусство в России, на мой взгляд, рассыпалось. Его нет. Раньше оно существовало в подполье — сейчас его совсем нет. Новые художники — это вообще какая-то другая профессия. Их можно называть разве что дизайнерами. Коммерческое искусство прет в полный рост. Прекрасного художника Кабакова или Дубосарского с Виноградовым эта система заставила воспроизводить бесконечные картины и инсталляции, которые в современном контексте просто теряют смысл. Никакой критичности там нет.

— Современность вас не устраивает. А какое место или время вам кажется более приспособленным для художника? У вас есть мечта?

— Если говорить о мечте, то хотелось бы, чтобы произошла революция. В идеале должна быть свергнута власть капиталистов. Но как это сделать, я лично не знаю.


*

Аудитория телеканала 2х2 - 11 миллионов. Под статью "об экстремизме" сейчас подвёрстывается всё, что угодно, точнее - не. В пикете сегодня участвовало плюс-минус 150 человек. Это был дайджест по теме "Мы уйдём из сауспарка".

Извините за бескатность, enjoy.
Смайлик.


*
green

габаритные схемы размещения молящихся

Дайджест документа: МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99 01.01.2003

81,96 КБ

*
что можно сказать в ответ на "габаритные схемы"?

"наше представление о той же иконе, как об изображении на плоскости, некой раскрашенной схеме, принципиально неверно с точки зрения истории византийского искусства. Потому что истинная икона в представлении и византийских богословов, и византийских художников-иконописцев – это явление пространственное, это тот образ, который реализуется в пространстве перед картинной плоскостью, в пространстве, которое возникает между зрителем и образом. То же самое мы видим и в византийском храме, где важнейшие образы – это образы, которые возникают между конкретными изображениями с учетами сознания зрителей, с учетом его исторической памяти и множества других эффектов, таких, как драматургия света, которая играла колоссальную роль в византийской традиции"

См. Создание сакральных пространств как вид художественного творчества

*
green

и угольками закидать такую серую и нудную

Херсонский, наверное, думает, что он Бродский: всюду империи мерещатся, когда вся планета уже трещит по швам. А "рубец от полёта бомбандировщика" - это круто, но, он, наверное, не знает, что этот бомбандировщик зовут "святитель николай чудотворец".

Журнал афиша распространяет контрабанду группы в предыдущем посте, видеоклип на песню "контрабанды" собираются показывать в музее: "Музей Современного Искусства Антверпена планирует выставить этот клип как объект современного видеоискусства: работа уникальна по своей артистичности и технологии создания", блаблабла; в видео использованы исключительно темы граффити альтерглобалиста Бэнкси; вот мне интересно - кто-нибудь понимает, что слова "угольками закидать такую серую и нудную зиму" - это про коктейли молотова, о. Всё обломалось в доме смешанских, как шутили раньше, а теперь не шутят. Вы ждёте коктейлей молотова на улицах столицы? я жду - так интересно, что из этого выйдет. Оказывается, так много людей вокруг прекрасно знают их рецепты. Мигом вся бессубьектность кончится, гарантирую.

песня дурацкая (нет?), и дело не в ней. Холодное дождливое лето, и невероятные грозы, такие, как вчера: с двойной радугой над городом.

green

о кураторах: Мизиано-Деготь-Ерофеев

АРТФон - 22 - 3 февраля 2008. Куратор - исчезающий вид. Беседы с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.

(....) "любопытно, что фигура куратора, актуальность которой в художественном процессе привела к широкому обсуждению возможности приравнять куратора к художнику, отделив его от касты функционеров от искусства, оказалась исчерпанной. И фигура куратора, относящаяся к миру чистых идей замерцала, растворяясь в многообразии объективных проявлений сил и влияний на арт сцене. Среди них наиболее ярким явлением оказывается коммерциализация искусства, на которую правда возлагают определенные надежды (в плане расширение кураторских практик) Екатерина Деготь и Андрей Ерофеев. Однако речь здесь уже идет о некотором другом понимании функции кураторства, чем в 90-х. Куратор оказывается в некотором роде тайным агентом. В случае Екатерины Деготь, которая, занимая в нашем разговоре провокационную позицию, заявляет, что для нее выставка является или ненаписанной книгой, либо поводом издать каталог. Андрей Ерофеев так же преследует свои цели: делая очередную выставку, он формирует коллекцию. Не будем заострять внимание на агентах рынка и злостных манипуляциях в действительно личных целях, о широком распространении которых говорят все мои собеседники.
Интересным моментом моего исследования специфики кураторства оказалось то, что, несмотря на заверения в зрелищности, репрезентативности, которая является целью куратора, в основе, в мотивациях важнее оказывается жест, постановка вопроса, заявление позиции, точки зрения, обозначение актуальности. И видимо именно в этих координатах стоит оценивать кураторские проекты, отделяя зерна от плевел, действительно кураторскую концепцию - от ее имитации заинтересованными частными лицами и политическими силами.


<<Виктор Мизиано.

Действительно, на сегодняшний момент фигура куратора лишилась оснований, которую санкционировали его миссию и функцию в предшествующую эпоху. Эпоху непродолжительную. Фигура куратора возникла в 60х, оформлялась на протяжении 70-80-х и, наверное, в 90-е, в результате стечения обстоятельств, эта фигура пережила взлет…. Может быть свою кульминацию…

О.С. - Ты говоришь об общеевропейском контексте?

В.М. – Россия всегда болеет европейскими болезнями, но, как известно, в катастрофической форме. При всей маргинальности и периферийности России куратор и здесь был важен…. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, к 90-м годам сложилась в зрелой форме система современного искусства, предполагавшая наличие разного рода некоммерческих и нон профитных институций и эфемерных событий, таких как бьеннале, триеннале. Институции очень разные, которые часто находились в контрапункте. Фигура куратора оказалась ключевой в ситуации информационного и топографического взрыва – мир стал глобален. Идеология глобализации дала еще одну санкцию на исключительную значимость фигуры куратора. Неожиданно привычные горизонты художественного мира распахнулись. Именно независимый куратор – мобильный, динамичный, не привязанный к рутине каждодневной службы и выполнял эту функцию охотников за головами, который должен был все объехать, все обнюхать, везде побывать, со всеми познакомиться и затем восполнить отсутствие информации, которую стал переживать запад, остававшийся и остающийся сейчас командным центром мировой системы современного искусства.

И, разумеется, 90-е годы в каком то смысле завершали период дискурсивного взлета европейской культуры 70-х – 80-х годов (еще были живы Бодрийяр, Деррида, ….). И этот распахнувшийся мир, стремительно менявшийся мир дал новые основания под авторитетность интеллектуального усилия института дискурса. Действительно этот мир надо было описать, к нему надо было подобрать новые методологические ключи. В силу этого все 90-е мир сотрясали интеллектуальные дискуссии, обсуждались проблемы идентичности, мультикультурализма, деференции … целый ряд теорий, академически сформировавшихся несколько раньше, но ставших достоянием очень широкой аудитории именно в 90-е годы. И фигура поп философа – вот продукт конца 80-х-90-х годов.

Сегодня кризис фигуры куратора связан с тем, что в очень уязвимом состоянии находиться как раз публичная сфера: мир некоммерческих институций испытывает серьезные сложности. Ослабевшее государство как раз в результате тех самых 90-х, той самой политики, проводимой либеральными реформаторами во всем мире. Он породил ситуацию уязвимого положения нонпрофитного сектора. Публичных денег становится все меньше. Все в большей степени некоммерческие институции если выживают, то за счет спонсоров, которые, чувствуя слабость своих партнеров, начинают диктовать свои условия. Нонпрофитная сфера, которая была гарантом независимого положения куратора – она в кризисе.

Collapse )
green

косит ливень луг в дугу

очень редко когда т.н "последние" стихи, т.е написанные незадолго до смерти, не скукоживаются, а распахиваются - как ворота. И оставаясь при этом стихами, то есть - упорядочиванием хаоса, что бы под этим не понимать - "кусок дымящей совести", "езду в непознанное", "хлеб для голодного", "произведение искусства" ли, и тд. тп.

В этом смысле интересно рассмотреть тему "мифа", "биографии", потому что это то, что существует в голове воспринимающего - т.е то, что не укладывается в прокрустово ложе, отбрасывается, и, в этом смысле, искусство, действительно, очень однообразно)

Это не последнее стихотворение Мандельштама, но, насколько я понимаю (по дате, 4 июля 1937) последнее из сохранившихся - дальше, кажется, только обрывки, разрозненные двустишия типа Черная ночь, душный барак / Жирные вши... [1938] , похожие на ту реальность, которой занималось лианозово.

меня этот текст завораживает, в общем-то. Он такой - как колокол.

Collapse )
green

(no subject)

болею, много сплю. 2 день подряд снится один и тот же сон: в нём нечто вроде плоской поверхности, на которой рассыпаны люди, вещи, предметы, идеи - нечто вроде пазла или микросхемы - в таком порядке, который мне (в этом сне) всё обьясняет, и вместо сна - сплошные мысли, типа: ого.
Когда просыпаюсь, то ничего не помню, жизнедеятельностью похож на очищенный картофель - несъедобно. Фигово болеть, клинит.

* смешная штука слово "плоская поверхность".
Когда нас учили "пространственному рисованию", то задавали вопрос: - знаешь, что такое лист бумаги? и отвечали: - это чашка. (если на неё смотреть сверху)
В том смысле, чтобы видеть не плоскость, а пространство, ну, внутри него и рисовать.
green

читая ленту

"Прочитал у кого-то в ЖЖ, что, мол, такого понятия как постмодернизм не существует, а есть просто модернизм, который будет длиться вечно. Конечно, автор кокетничает. Он прекрасно знает, чем модернизм отличается от постмодернизма.
Как в одной нашумевшей истории 60-х годов. Какой-то слушатель прислал на Всесоюзное радио вопрос, чем отличается импрессионизм от постимпрессионизма. Ему в прямом эфире со всей прямотой ответили: «Как вам не стыдно! В стране полным ходом идет посевная, а вы выебываетесь!»
На самом деле отличие модернизма от постмодернизма вот в чем. Collapse )
green

Гронас

"(.....)Часто говорят, что культура и искусство это вторая религия, религия Нового Времени. Но ведь на вторую религию народился и второй атеизм. Пары веков нам хватило на то, чтобы разувериться в автономной ценности искусства. Экономика внимания, медиаэкономика все полнее и адекватнее описывает происходящее в искусстве. Современный художник остался у дважды разбитого корыта - его собственное бессмертие, и бессмертие его творения умерли у него на руках. И художник-марксист и художник-фашист и художник-шаман - ловкие манипуляторы на рынке внимания. Так? Почти так, опять почти.

И все дело в этих "почти". У современного художника есть право на зазор, на неравенство себе - себе биологическому, историческому, социальному, профессиональному, любому. Такое же - не большее и не меньшее -- как и у любого современного человека.

Каждодневное главное чудо которое переживает всякий и почти всегда - вне-бытие -- неравенство своему телу, своей ситуации, своей роли. Вот он я телесный, вот он я социальный. Все это почти я, но не совсем я. Я хочу того, чего хотят мои молекулы, я хочу того, чего хотят мои коллеги - все это почти так, но не совсем так. Между этим, и почти, но не совсем этим -- есть зазор. И никакой чикатило не откажется по своей воле от этого зазора. И в этом зазоре - наше неодиночество. Вот он я , заброшенный, продажный, выброшенный, забытый, выжатый, ненужный, сгусток боли, падаль. Но нет, это почти я, но не я. Я - не я, я не один. Кто там маячит в зазоре, подает мне руку, подзывает? Друг, собутыльник, жена, попутчик, ангел-хранитель, отвратительный бомж в переходе? Никто?

Современный человек уже не в праве просить у современного художника вечности или веры. Не иконописцы же они на самом деле. Но художники все еще в силах подвести современного человека к центру его тяжести, ютящемуся на краю бытия. Или к пропасти за краем.

Как и любой современный человек, современный художник все еще может приостановиться, приостановить действие сил и механизмов, честно и внимательно оглядеться, и отправиться на поиски смысла здесь: в том, мире который есть, в чуде неодиночества, понимания, всеобщей связанности;

там: в церкви или вне церкви, там где настигнет, как приступ фантомной боли, современное городское трансцендентное;

или

нигде.

Поверим ему, что может. Хотя он может и обмануть"

Михаил Гронас

* В данном разделе публикуются статьи письма и реакции людей вовлеченных в процесс обсуждения и подготовки выставки "Верю". Также здесь можно ознакомиться с независимо опубликованными материалами, которые, по мнению организаторов выставки, содержат мысли важные для понимания темы современное трансцендентное.