anton ochirov (kava_bata) wrote,
anton ochirov
kava_bata

как представительницу Расы Эфира из "Хроник Риддика"

*

Очень интересная тема: переживание времени. Мне иногда кажется, что все т.н. "разные миры", различные социальные, национальные, индивидуальные или групповые "срезы" общества (шире - "социума") просто напросто живут в разных внутренних временах. То есть именно то или иное "переживание времени" является главным фактором, раскидывающим людей по различным социальным группам: "в моём времени этого не произошло, уже произошло, не произойдёт никогда". Разные понимания истории - как следствия, вытекающие из-под данного булыжника/валуна. На простейшем уровне путешествие во времени - это перемещение в другой климат, или в иностранное государство: например в Европу: опыт не перемещения в прошлое/будущее, а в настоящее/иное. В некотором роде вся человеческая история проходит именно в "настоящем/ином" - как в пространстве, совмещающем (как кизил в кизиловом варенье) совершенно разные стороны разваренных ягод и продолговатых ягодных костей.

Например, Ольга Седакова пишет на сайте "православие и мир":

Идеология – в отличие от секуляризма, как его замышляли, – предлагает некие вечные постулаты, для всех и на все времена. Она неизбежно должна извращать факты, чтобы они укладывались в ее интерпретации. Она должна замалчивать или фальсифицировать реальность – и современную, и историческую. Мы присутствуем при превращении секуляризма в идеологию, после которой остается, как мы знаем, выжженная земля.

И важнейшая черта идеологий: они совершенно не уважают человека, они все до мелочи хотят решить за него. Парадоксальным образом секуляризм, отстаивавший достоинство человека и свободу совести, смотрит на него теперь так же: читатель, прочитавший о муках Магомета в дантовском «Аду», непременно станет исламофобом. Предположить, что человек может обдумать прочитанное и сделать свои выводы, уже нельзя. Нужно просто изъять этот опасный фрагмент.

И еще один вывод из «дела Данте» (за которым вполне могут последовать «дело Шекспира», «дело Пушкина» и т.д.): мы видим, в какой мере христианской в своих основах была европейская (и русская) классика. Другой классики у нас нет. Таким образом, чтобы никого не обижать, нам придется остаться совершенно ни с чем.


Интересно, она понимает, что это сказано абсолютно про взгляды и высказывания протоиерея Чаплина, отменившего (тут недавно) Пушкина?

179.50 КБ


Интересно, она понимает, что огромная масса людей в России именно что "осталась ни с чем" и данное переживание в 90-е многих и "обратило в религию" - то есть в т.н. "христианскую эсхатологию"? Переживание "последних времён" - это основной нерв "красных альбомов" Летова в 90-е; любопытно, какие клипы теперь на них монтирует общественность. Например, "нечего терять", гениальная песня. Любопытно, что, например, Фанайловой, видимо, "актуальнее" вещи 80-х, например, "Государство". Значит ли это что-то? Так, бусины в узор.




Забавно, что в мире О.Седаковой этого времени ещё не случилось: в некотором роде, её не "исследует сырая земля". Это делает её прозрачной, как представительницу Расы Эфира из "Хроник Риддика" - она скользит по воздуху над открытым люком, она заложник: Маргрет из Башенного переулка в стихотворении Сологуба, перепетом тут недавно Медведевым.

*
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments