anton ochirov (kava_bata) wrote,
anton ochirov
kava_bata

Categories:

как опасного психа или, на худой конец, иностранца

*

"Известность, в том числе и за границей, принесла ему повесть «Дневник Кости Рябце­ва» (1926—1927). После смерти был надолго забыт, и только с середины 60-х начались переиздания".


16 сентября 1923.

Я думал, придется придумывать, что писать в дневник, - оказывается, сколько угодно найдется. Сегодня утром пошел к Сережке Блинову; он мне сказал, что занятия в школе начнутся двадцатого. Но самое главное - это наш разговор с Сережкой насчет Лины Г. Он мне сказал, чтобы я не шился с ней, потому что она дочь служителя культа и мне, как сыну трудящегося элемента, довольно стыдно обращать на себя всеобщее внимание. Я ему ответил, что, во-первых, я никакого всеобщего внимания на себя не обращаю и что Лина мне одногруппница и сидит со мной на одной парте, и поэтому вполне понятно, что я с ней шьюсь. Но Сережка мне ответил, что пролетарское самосознание этого не позволяет и, кроме того, по мнению шкрабов и всех бывших учкомов, я оказываю (будто бы) на нее вредное влияние. Что она наместо ученья шатается со мной по улицам и вообще может идеологически прогнить. И еще Сережка сказал, что всякое шитье с девчатами, как с таковыми, нужно прекратить, если желаешь вступить в комсомол. Я с Сережкой разругался, пришел домой и вот теперь пишу в дневник то, что не успел досказать Сережке. Лина для меня не существует как женщина, а только как товарищ, да и вообще я на наших девчонок смотрю отчасти с презрением. Их очень интересуют тряпочки да бантики и еще танцы, а самое главное - сплетни. Если бы за сплетни сажали в тюрьму, ни одной девчонки в нашей группе не осталось бы. А что мы в прошлом году ходили с Линой в кино, так это потому, что больше не с кем было. А Лина так же любит кино, как и я. Ничего удивительного нет.

<....>

Сегодня вышел первый номер стенгазеты - "Красный ученик". Сначала все заинтересовались, а потом оказалось - буза. Статейки скучные. Написано всё про ученье и чтобы вести себя хорошо. В редакционной комиссии - Сережка Блинов и еще другие.

Получив записку: "Ты напрасно интересничаешь, все девчата не хотят иметь с тобой ничего общего". Я и не знаю, как это интересничают. Наверное - Лина. Она подружилась очень с этой новой девчонкой, Черной Зоей, и они постоянно сидят у печки и шушукаются. Даже тогда, когда все играют, они торчат у печки. Им, наверно, очень хочется, чтобы кто-нибудь к ним прилез, а мальчишки и внимания на них не обращают. Очень нужно! Черную Зою прозвали еще "Фашисткой", потому что фашисты тоже постоянно в черном ходят. А она и не понимает, хоть и злится. Вообще наши девчата разбираются в политике меньше, чем ребята.

27 октября.

У нас организовался отряд "юных пионеров". Нужно давать торжественное обещание, потом ходить кругом зала с маршировкой, потом не курить и всякое такое. Записались все любители пофорсить. А по-моему, это для маленьких - красные галстуки носить. А я лучше подожду, когда примут в комсомол. По убеждению я - коммунист.

А Зоя и Лина не записались в пионеры потому, что "пионеры - против бога". Они так между собой говорят и с другими девчатами. Они обе - дуры несознательные, потому что мир произошел от клетки, и это можно вполне доказать, а вовсе не от бога. Во время объяснения задания на ноябрь обязательно спрошу у Елникитки насчет бога. Она, как естественница, должна объяснить все подробности.

14 августа.

Я только что прочел Сильвин дневник и думаю, что Сильва от меня что-то скрывает. Дневник, конечно, очень интересный, но не полный. И нельзя разобрать, где его неполность, потому что Сильва пишет не по числам, как я, а просто - подряд.
Я тогда тоже дам ей не весь дневник, а только тетрадку за первый триместр.
В э т о м м е с т е в т е т р а д ь Р я б ц е в а в л о ж е н а н е б о л ь ш а я т е т р а д к а, с ш и т а я и з л и н о в а н о й б у м а г и с н а д п и с ь ю:


УЧЕНИЦЫ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ ВТОРОЙ СТУПЕНИ СИЛЬФИДЫ
(ЕВДОКИИ) ДУБИНИНОЙ

Т е т р а д к а н а ч и н а е т с я с т и х а м и Е с е н и н а "Н е ж а л е ю, н е з о в у, н е п л а ч у". Д а л ь ш е - с т и х и Т ю т ч е в а, Б а л ь м о н т а, Б у н и н а и "С у м а с ш е д ш и й" А п у х т и н а. П о с л е с т и х о в - т е к с т.

<....>

Кончила "Войну и мир". Очень захотелось быть Наташей Ростовой, но чувствую, что не могу быть такой. У Наташи - настоящая, полная жизнь, но она не больше как самка. По "Войне и миру" выходит, что быть самкой есть задача женщины. Мне кажется, что у Наташи были и идеологические запросы, но Толстой их скрыл, как помещик и граф (представитель феодализма).

По-моему, Костя Р. немножко похож на Николая Ростова, только не такой глупый. А Зоя Травникова похожа на княжну Марию Болконскую, только красивей. Хотя, с другой стороны, красота Зои мне не нравятся. У нее очень странная красота. И потом, она небрежно причесывается. О красоте вообще могут быть разные мнения. Я, например, не понимаю, что известный человек нашел в Стасе В. Нос у нее курносый, одного зуба с правой стороны нет, и потом, она когда ходит, то махает руками, как солдат. А известный человек так и пылает.

Я очень хорошо понимаю, что то, что я теперь пишу, есть мещанство, но отделаться от этого не могу.


Это нужно постоянно казнить себя за то, - тогда отделаешься. Если бы я работала на фабрике, а не училась в школе второй ступени, мне, может быть, было бы легче, но и это - не наверное, потому что я знаю много фактов из жизни фабрики, к которой прикреплена наша комсомольская фракция. Один из этих фактов - такой. Одна из девушек, шестнадцати лет, вышла замуж за парня, который там же, на фабрике, работает. И все начали над ней звонить. Это тоже, по-моему, мещанство. Раз власть разрешает выходить шестнадцати лет, - выходи сколько хочешь.

Хотя я нипочем не вышла бы теперь замуж. (А имею право, потому что мне еще в июне было шестнадцать.) Я насмотрелась на разные замужества и вижу, что в большинстве случаев они проходят тяжело, и перед моими глазами - пример отца с матерью. Отец ведь раньше не выпивал, а теперь, после того как разошелся с ней в убеждениях, стал пить. Но, с другой стороны, я должна испытать все-все. Пока я все не испытаю, до тех пор я не успокоюсь.

Но опять-таки, с другой стороны, я хорошо понимаю, что надо сдерживаться и управлять собой. И вот во мне борются две силы, и которая из них одолеет, я не знаю. Я даже про себя называю ту силу, которая меня толкает к разным опытам, - Дунькой, а ту, которая воздерживает, - Сильфидой. Сильфида сильней, а Дунька - дрянь паршивая, невыдержанная идеологически девчонка.


Вот, теперь об идеологии. Идеология помогает жить, это верно. Только не всегда знаешь, где правильная ориентировка. Вот танцы, например. Я до сих пор думаю, что нельзя танцевать, а вдруг пришла на фабрику, в клуб, и вижу - там танцуют. А я пришла по делу к секретарю ячейки Иванову и кстати спрашиваю:
- Разве можно танцевать?
А он отвечает:
- Никто никогда и не запрещал.
- Ну а почему же раньше говорилось, что танцы - мещанство и, как выразился один наш второступенец, содержат только половое трение друг об друга?
- А это больно учены все стали, - сказал Иванов. - Мы в монахи никого не записываем. Хочешь повеселиться - веселись, только другим вреда не приноси.
Вот тут и пойми. Очень трудно бывает разобраться в идеологии. А ведь от этого зависит все направление жизни.
В литературе легче разобраться, чем в ежедневных поступках. Каждое литературное произведение можно перечесть несколько раз и потом обдумать, а в каком-нибудь житейском деле нужно всегда немедленно решать.
Чаще всего затруднительные положения бывают в школе, и тут нужно всегда самой ориентироваться, потому что советоваться не с кем и некогда. Особенно когда бывают какие-нибудь столкновения со школьными работниками или бунты. А бунты в нашей школе бывают часто, и когда был инспектор, то он сказал, что у нас не школа, а собрание головорезов. Это, конечно, неправда. Конечно, беспорядки бывают часто, но ведь мы живем в революционную эпоху, и поэтому так и должно быть.


"дневник Кости Рябцева (1923-1924)"

Отзывы в блогах:

бля.
как я могла упустить эту прекрасную книгу.
бля.

(http://kzaniya.livejournal.com/168848.html)

«На демонстрации, говорят, было очень весело, и будто пошла теперь мода ходить по улицам с голыми ногами, в физкультурных костюмах: все, и девчата тоже. Я считаю, что это очень хорошо, потому что юбки пылят, и потом мануфактуры на них много лишней идёт: всё равно ведь женщины штаны носят. И будто на демонстрации все комсомольские девчата были в трусах». –

Н.Огнев Дневник Кости Рябцева, М.: Молодая гвардия, 1927. С.33

"Во-первых, нехилое впечатление производит закалка комсомола двадцатых, - речь идёт о ноябрьской демонстрации 1923 года в Москве. Прямо скажем, в ноябре в первопрестольной явно не май месяц!
Во-вторых же, забавен долгий путь советских стандартов одежды: в двадцатых шокировать привыкших к длинным женским юбкам обывателей «трусами» (такая одежда, кстати, и у Макаренко упоминается); в сороковых – отправлять за чулками девочек, пришедших в школу в носочках в майскую жару; в восьмидесятых, - чётко определять человека, идущего по городу в шортах, как опасного психа или, на худой конец, иностранца".

(Сохранённая копия страницы ma-volk.livejournal.com/119449.html)

*
Subscribe

  • 2014-2015

    ЛИЦО НЕАБХАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ Любовь улитка под листвою | Она почти что муравей | А я с немытой головою | Держу твой облик в голове Её улитка…

  • и так далее

    Ну что, кто-то удаляет журналы,кто-то возвращается. Итак, я здесь отсутствовал 8 лет.

  • (no subject)

    C 2012 по (реальный) 2016 - facebook only. http://www.facebook.com/anton.ochirov

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments